P2p-кредитование: под пристальным надзором
Судя по данным из исследования ЦБ по финансовой доступности, у нового сегмента есть потенциал.
Как следует из исследования ЦБ РФ, финансовый регулятор пристально наблюдает за кредитованием «человека человеком». Так, граждане России в кризис предпочитают занимать у друзей и знакомых. В Банке России указывают на динамичное развитие p2p-кредитования, которое основано на социальных взаимосвязях.
Конкуренты банков.
За рассуждениями аналитиков, могут ли МФО составить конкуренцию банкам, в секторе небанковских финансовых организаций сформировался внутренний соперник. Так, в последнее время Центробанк опубликовал несколько любопытных исследований, касающихся НФО. Небанковские финансовые организации пока что не могут составить реальную конкуренцию банкам по объему выданных займов.
Как следует из данных регулятора, за девять месяцев прошлого года кредитные организации выдали 8,6 трлн руб., а все НФО — около 380 млрд руб. Их указанной суммы 215 млрд руб. выдали ломбарды, 105 млрд руб.— микрофинансовые организации, а 59 млрд руб.— кредитные кооперативы. Для относительно нового рынка p2p-кредитования, который несколько ранее получил первую оценку Центробанка, подобные показатели пока недостижимы.
От человека к человеку.
Совокупный портфель сделок, заключенных за аналогичный период с использованием инфраструктуры опрошенных p2p-площадок, составил около 100 млн рублей, указывается в исследовании ЦБ. В сообщении регулятора отмечается, что основная масса займов выдана физическим лицам. Совокупный объем выдачи займов юридическим лицам пока что незначителен. Но, отмечают аналитики, в некоторых странах данный вид кредитования является важным источником привлечения для представителей малого и среднего бизнеса.
Следует указать, что Центробанк приступил к изучению данного сегмента только в этом году. Внимание регулятора к p2p-кредитованию связано с ростом количества площадок и развитием этого рынка, а также вовлеченных кредиторов и заемщиков. Сами участники рынка кредитования «человека человеком» оценивают его уже в миллиард рублей. Судя по данным из исследования ЦБ по финансовой доступности, у нового сегмента есть потенциал.
Новые предпочтения?
Из исследования регулятора следует, что недоверие к банкам испытывают 24% опрошенных, а к микрофинансовым организациям — 40,4%. КПК не доверяют 34,4% россиян, а ломбардам — 32,6%. Свыше 64,1% граждан предпочитают занимать у друзей или родственников. Таким образом, социальные связи до сих пор доминируют в кредитном поведении россиян.
По словам управляющего партнера Национального агентства финансовых исследований, около 80% опрошенных предпринимателей МСБ предпочитает брать кредиты именно у близких. Поэтому площадки p2p очень удобны, так как еще не особенно регулируются, и занять на них можно быстро и без лишней бюрократии. При этом, отмечают аналитики, процентные ставки зачастую значительно ниже, чем у МФО. Указывается, что оценка заемщиков происходит, скорее всего, на уровне личных связей и знакомств. Как поясняют участники рынка, проекты, завязанные на узкую социальную группу, действительно встречаются часто.
Деньги «для своих».
Генеральный директор онлайн-сервиса p2p-кредитования отметила, что у компании есть проект, где инвесторами и заемщиками являются члены одного коллектива, а работодатель обеспечивает гарантии по ссуде. Это позволяет кредитоваться под довольно невысокий процент по сравнению с классическими НФО.
После мониторинга p2p-площадок Центробанк пришел к выводу, что этот сегмент находится в стадии активного становления и развития, хотя пока и не занимает существенной доли рынка. Банк России не только намерен мониторить данный рынок на постоянной основе, но также не исключает перехода к регулированию. В результате p2p-кредитование станет более защищенным и обеспечит большее доверие граждан. Но с другой стороны регулирование сделает процесс выдачи менее гибким.
Большой потенциал.
У p2p-кредитования большой потенциал. Сейчас в США этот рынок занимает 0,25% от объемов банковского кредитования, но уже в ближайшее десятилетие может достичь 10%. Кроме того, отмечают аналитики, сам по себе интерес регулятора говорит о том, что новый сегмент кредитования в России смог достаточно закрепиться. Ввиду этого ЦБ начал задумываться о полноценном регулировании.
Пока что в РФ даже МФО не видят в p2p-площадках особого конкурента. Так объем рынка p2p сейчас составляет не более 1% от рынка микрофинансирования. Данная модель кредитования больше основана на социальных связях, а это не позволяет составить полноценную конкуренцию. Кроме того, активному развитию сегмента мешает неясный законодательный статус деятельности p2p-площадок, а также недостаточная информированность потенциальных инвесторов о возможностях такого инструмента.
Источник: http://pro-banki.com/