Микрокредитование в России

Отношение к микрокредитованию.

MFO_620В последнее время в России наблюдается стремительное изменение отношения к микрокредитованию на уровне политики и законодательного регулирования. Совсем недавно, в начале 2014 года, при широком обсуждении данного вопроса в основном говорилось о спекулятивных операциях и таких социальных бедствиях, как личная экономическая несостоятельность и нищета. К концу года президент Путин упомянул рассматриваемый вопрос в положительном контексте в своем выступлении по поводу новых направлений экономического развития страны. Текущая политика Банка России в отношении возможных уровней процентных ставок по кредитам — по поводу которой высказывались опасения, что она проигнорирует микрофинансовую деятельность и тем самым заблокирует ее развитие — явным образом выделила ключевые сегменты рынка и в известном смысле даже дала им приоритет по сравнению с конкурирующими продуктами банков. Эти тенденции действительно позитивны, они способны привести к более эффективному использованию микрокредитования и дать ему возможность участия в создании устойчивого внутреннего экономического роста за счет стимулирования предпринимательства. Однако в России остаются существенные зоны для развития, прежде всего выстраивание отношений специализированных игроков (микрофинансовых организаций, или МФО) и универсальных банков в рамках единой двухуровневой архитектуры рынка.

Развитие сегмента.

В то время как банки обладают большими финансовыми и технологическими ресурсами для того чтобы ускорить развитие сегмента, они в большей мере связаны соображениями долгосрочной стабильности, их бизнес-процессы отличаются большей инертностью. С другой стороны, МФО могут применять более гибкие подходы к управлению рисками (что ни в коем случае не подразумевает большую терпимость к рискам и значительные объемы невозвращенных кредитов), однако они имеют ограничения по капиталу и ликвидности и в настоящее время занимают относительно малую нишу на общероссийском кредитном рынке.

Цель данной работы заключается в том, чтобы, основываясь на исследованиях международного опыта, наметить возможные сценарии политики и варианты бизнес-стратегий для российского рынка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *